В прошлом номере мы провели опрос известных крымчан: депутатов Верховной Рады, представителей Совета министров Крыма, какие породы собак они больше любят и каких из них держат дома. Оказалось, что самая популярная порода у VIP-персон — немецкая овчарка.
Содержание статьи
Ищу собаку! «Коврик» не предлагать!
Но именно у этой породы сегодня не просто большие, а грандиозные проблемы. Тема эта тщательно замалчивается кинологическими клубами, которые разводят и продают овчарок, рекламируя их как лучших охранников. Читателю может показаться нереальным то, что на самом деле — эта порода вымерла! И приукрашивать положение вещей нет времени! — заявляют специалисты.
«Крымский ТелеграфЪ» встретился с Николаем Алёшиным — единственным кинологом в Крыму, который, занимаясь серьезной селекцией, пытается спасти немецкую, кавказскую, восточноевропейскую породы овчарок в своем личном питомнике. Он и рассказал нам о тайне, которую тщательно скрывают сегодняшние кинологи.
Настоящую рабочую овчарку: немецкую, кавказскую или восточноевропейскую — сегодня в Украине, да и в мире днем с огнем не найти. Овчарку, которая выводилась для того, чтоб быть защитником и компаньоном по службе, мировая мода тихой сапой превратила в «молчаливый коврик». Именно «ковриками» их теперь обзывают преступники, которым овчарки, вместо того, чтобы охранять дом, помогают выносить сумки с наворованным добром. О них же воры в буквальном смысле вытирают ноги, чтобы не оставлять следов. И это отнюдь не блатной фольклор.
Не секрет, что служебное собаководство в мире запрещено. В Англии дошли в этом смысле до крайности. Если в частный особняк влез преступник, избил, изнасиловал, ограбил, а хозяйская собака, не дай Бог, на него накинулась, приезжает полиция и арестовывает не преступника, а потерпевшего. Ведь хозяин ради спасения своей никчемной жизни и никчемного имущества преступил закон и подверг жизнь собачонки (!) опасности.
Ложь «шоу-класса», или «потемкинские» овчарки
Специалисты объясняют, что в Украине и в мире ситуация нынче критическая — силовики остались без компаньонов по службе — служебных собак. При этом задачи остались те же — боевые, нешуточные, где без собак просто не обойтись. Офицеры сокрушаются, что собаки, которых им предлагают на выставках, — в буквальном смысле сплошная декорация. По команде «Фас» 90% охранных собак, в том числе медалисты, разбегаются в страхе прочь, куда глаза глядят.
Не на камеру и не на диктофон силовики признаются, что руководство зачастую дилетантски советует: наловите собак для службы на улице. Мол, если медведей в цирке на велосипеде учат кататься, то и дворняг можно выдрессировать. На деле оказывается: сколько дворнягу ни дрессируй, она не понимает, что от нее требуется — не те гены.
Наши в Интерполе
Николай Алёшин — подполковник, бывший начальник кинологической службы Внутренних войск МВД Украины, в отставке. Он же президент единственного в стране Кинологического союза полицейских собак, у которого собак покупает даже Интерпол. Это единственная общественная организация, которую организовали бывшие силовики. Три породы спасены в Украине, говорят коллеги Алёшина. Сам Николай шутит, мол, кто-то картошку на своем участке выращивает, а я построил вольеры — собак развожу.
Николай Алёшин: «У меня было около сорока личных собак. И я своих собак отдавал в дар. Так, мы с нуля подняли кинологическую службу в Севастополе, в Феодосии, в Судаке. Мои собаки служили в Косово. Смысл в том, что сейчас вообще негде брать овчарок, обладающих рабочими качествами. В Украине нет питомника, который бы разводил именно служебных собак. Для этого нужны хорошие собаки на генетическом уровне, у которых соответствующие инстинкты заложены от природы. Такими никто не занимается — их просто нет! А мне интересно вывести, селекционировать то, что можно выдрессировать за две недели! Сейчас у клубов, занимающихся декоративными собаками, практически у всех есть свои спонсоры на уровне депутатского корпуса ВР Украины. А я один этим занимаюсь — не помогает никто! Голый энтузиазм. О государственной поддержке служебного собаководства и речи нет — сегодня это из области фантастики. Хотя проблема, без преувеличения, государственного масштаба».
Универсальный солдат друг и брат?
Овчарка всегда считалась «универсальным солдатом». Теперь этого универсального солдата, если он сильный, мощный защитник, называют «браком». На родине немецких овчарок — в Германии стало модно держать таких, что даже не гавкают. В почете у иностранцев новый стандарт породы — горбатые и мелкие. Когда немцев спрашивают, что вы сделали с собаками, как же они будут охранять, конвоировать, патрулировать? Ведь овчарка, по всем нормативам, должна положить и обезвредить преступника за 20 секунд! Они говорят: а у нас в Германии все делает полиция. Это у вас собака — напарник по службе, а у нас — игрушка. С их собаками преступник спокойно убегает — собака висит у него на рукаве. Сейчас уже, перед Евро-2012 иностранцы зашевелились — звонят в Украину, ищут и закупают рабочих собак. Теперь уже они интересуются, была ли собака на выставке. Если да и не дай Бог имеет медаль — несмотря на модные стандарты, ее тут же отбраковывают.
В питомник крымского кинолога за собаками едут и наши силовики. Покупают за собственные деньги, служба-то — не шутка и не развлечение — там нужен надежный партнер. За охранными овчарками класса Альфа в Симферополь едут и большие чины со всей Украины, едут даже кинематографисты. Например, у Бондарчука в «9-й роте» снимались крымские овчарки из питомника Алёшина. Собак забирают в Россию, Германию, Турцию, Малайзию и так далее. Покупатели из Египта и Кувейта уговаривают продать знаменитых собак крымского питомника — родоначальников линий — «немца» Грэга и «восточника» Сайгона, отслужившего два года в спецназе.
По этому поводу Николай Алешин сокрушается:
Ну, куплю я себе еще один джип, а зачем?! Где я таких собак потом найду? Для меня не проблема рынок сбыта. Проблема в том, что уникальных щенков приходится продавать, потому что наш питомник — меньше некуда — негде держать собак. Землю купить не удается — цены заоблачные. Я думаю о серьезном кинологическом комплексе, где будет 30 вольеров «кавказцев», 30 — «немцев», 30 — «восточников», будут все коммуникации, флаги клуба, статуя овчарки на входе. Чтобы серьезные люди, которые приехали за серьезными овчарками, понимали, куда они попали, а не пробирались по разбитой тропе пешком к моему теперешнему мини-питомнику. Нужен такой спонсор, который осознает и понимает, что порода гибнет и что без поддержки овчарка исчезнет окончательно+
«Крымский ТелеграфЪ» материал опубликован в «КТ» 90 от 16 июля 2010 г.
Отзывы и комментарии